Фрагмент для ознакомления
2
Национальные интересы государства, является основополагающим фактором при анализе геополитического потенциала нашего государства. Именно национальные интересы является тем важным фактором, который обеспечивает защиту от различного рода угроз государству. Национальные интересы также обеспечивает устойчивость к отрицательным воздействиям с разных направлений, и в сою очередь обеспечивает стабильность развития государства и общества.
Вопросы национальных интересов носят глобальный, мировой характер. Решение проблемных вопросов в сфере национальной безопасности в государстве, необходимо с учетом международной ситуации и международных взаимоотношений. Необходимо учитывать вызовы и угрозы современного мира.
Целью курсовой работы является рассмотрение существующих подходов и проблемных аспектов национальных интересов России.
В связи с вышеизложенным, задачами курсовой работы являются:
- рассмотреть теоретические основы исследования национальных интересов;
- отразить проблемы обеспечения национальных интересов в России;
Объектом исследования является национальные интересы страны.
Предмет исследования – угрозы национальной безопасности России.
Теоретическую базу исследования составили труды отечественных ученых по вопросам оценка основных национальных интересов России, общенаучные положения теории военного строительства, влияющие на сдерживание и ликвидации основных угроз национальной безопасности России. Автор работы опирался на официальные документы и нормативные акты, регулирующие вопросы национальной безопасности России, руководящие требования Министерства обороны, концептуальные положения общей и военной политологии.
В работе широко использовались материалы периодической печати, выступления представителей военно-политического руководства государства, личный опыт военной службы в Вооруженных сила РФ.
Вопросы национальной безопасности государства представлены в работах Барынькина В.М., Гаджиева K.C., Егорова А.Г., Клименко А.В., Лузянин В.П., Манилов В.Л. В научных работах представленных авторов раскрываются вопросы связанные с определением места нашего государства на мировой арене, дается оценка военно-политической обстановки в мире.
Теоретические методы: изучение научной литературы по вопросам оценки национальных интересов России. Теоретический анализ законодательно-правовой базы. Синтез существующих исследований по данной теме, моделирование и прогнозирование, анализ понятий.
Структура работы включает в себя введение, две главы, которые разделены на параграфы, заключение, список использованных источников.
1. Теоретические основы исследования национальных интересов
1.1. Понятие анализа национальных интересов
Развитие теории национального интереса, которая встречается как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе. Как считает Ватаман А.В., «национальные интересы – это объединяющее звено существования в многонациональном государстве представителей различных этнических групп, которые связывают реализацию своих возможностей в социальной, политической и культурной жизни с деятельностью государства» . Свешникова Л.Н. и Храмова О.Е., рассматривая национальные интересы с точки зрения международного права, считают, что «национальные интересы – это, прежде всего, повышение материального и духовного уровня населения, обеспечение безопасности государства, его суверенитета, территориальной целостности» . Социологическая наука использует данный термин в ином значении. Так, Е.Г. Моисеенко утверждает, что «национальные интересы - это реальная причина деятельности социальных объектов, направленная на удовлетворение определенных потребностей, определяемая положением и ролью этих субъектов в системе общественных отношений» .
Стоит также отметить те работы, где понятие национального интереса вытекает из контекста экономической безопасности. Миронова О.А. использует цитату более ранней работы и пишет о том, что «национальные интересы - это некие идеальные формы образа, которые обусловливают познавательно-преобразовательную деятельность национально-этнических структур, подчиняя все устремления его членов единому целому, одновременно позволяя каждому реализовывать себя в рамках тех возможностей, которыми обладает данный этнос или нация» . Таким образом, в данном контексте национальные интересы понимаются как цель для личности и общества, которая задается и ограничивается наиболее формализованной частью современной жизни – государством. Следует отметить, что данный термин не идет вразрез с политическим пониманием национального интереса, так как цели личности и общества в данном случае не противоречат целям и интересам государства.
Тут также необходимо сделать ремарку о том, что существующая политическая терминология национальных интересов закреплена в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Данный документ закрепляет, что национальные интересы Российской Федерации – объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивого развития. В связи с этим, российские исследователи чаще всего придерживаются именно такой терминологии – это можно увидеть в работах О.В. Виноградова , О.А. Колоткиной и некоторых других авторов.
Необходимо также провести анализ современной иностранной литературы, в которой терминология национальных интересов также может разниться, в зависимости от области применения или государственного строя. Так, например, S. Tsang предлагает аналитическую концепцию, называемую реализмом партийного государства, для понимания того, как политические круги в Китайской Народной Республике подходят к внешней политике. У него четыре определяющие характеристики, а именно
- установление интересов Коммунистической партии в центр расчета национальных интересов Китая;
- принятие инструменталистского подхода;
- принятие партийно-ориентированного национализма;
- придерживаться неоклассической реалистической оценки места страны в международной системе и ее относительной материальной мощи в продвижении национальных интересов.
В этой концепции помещение интересов коммунистической партии Китая в центр национальных интересов является постоянным, а не переменным фактором. Это не означает, что изменяющийся международный контекст и относительная национальная власть имеют второстепенное значение.
В работе I. Kärrylä дается определение национальному интересу с точки зрения финской политики. Дискуссия иллюстрирует повторяющуюся особенность финской политической культуры: национальный интерес носит экономический характер, что обусловлено внешними факторами и потребностями.
Работа австралийских авторов J. Farrar, M. Hiscock и V.I. Lo посвящена австралийскому пониманию национального интереса . Согласно их мнению, «национальный интерес» - сложный термин, который не поддается удачному определению. Как и «справедливость», это может быть эмоциональный термин, по которому мнения расходятся. Эта неопределенность мешает рациональным дебатам по внешней политике. По своему происхождению «национальный интерес» связан с идеей национального государства. Проблема здесь в том, что многие современные нации не являются государствами, и многие государства не представляют нации. Австралия состояла из ряда британских колоний, которые впоследствии объединились в федерацию. Это также верно в отношении США, но их революционное происхождение и течение времени, возможно, смешали бывшие колонии так, как это не произошло в Австралии. В случае Австралии колонисты вторглись на землю, по которой коренные жители веками бродили без какой-либо концепции собственности, кроме мистических отношений с этой землей или какой-либо концепции государственности или государства, кроме кланов или племен. Вопрос о том, существует ли закон о народах, все еще весьма спорен в международном праве.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2020. – N 31. – Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О безопасности» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/?ysclid=lpjgh6j0s9421783221.
3. Алферова В. В. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации: виды, суть национальной безопасности // Современные научные исследования: исторический опыт и инновации : Сборник материалов XVIII Международной (политематической) научно-практической конференции, Краснодар, 10–11 февраля 2022 года. – Краснодар: Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ (г. Краснодар), 2022. – С. 223-230.
4. Балаева Д. Б. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации и направления их нейтрализации в свете Стратегии национальной безопасности // Евразийский юридический журнал. – 2022. – № 11(174). – С. 298-299.
5. Борисов В. В. Некоторые проблемы обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации и зарубежный опыт обеспечения национальной безопасности // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. – 2020. – Т. 5, № 2. – С. 64-71.
6. Вербицкая Т. В. Конституционно-правовые основы обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации : учебное пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 196 с.
7. Военная наука в России. Актуальные вопросы национальной безопасности России / под редакцией А. М. Кабаченко. - Москва: МГИМО-Ун-т, 2018. – 280 с.
8. Годунова Г.Н. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности // Московский экономический журнал. – 2019. – №11. – С. 248-254.
9. Григорьев А.Ю. Национальная безопасность в системе экономической безопасности // Инновационная наука. – 2018. – №11. – С. 61-62.
10. Калдыбай К. К. Концептуальная основа национальной безопасности и патриотического воспитания // Молодой ученый. – 2020. – № 17(307). – С. 463-465.
11. Каранина Е. В. Экономическая безопасность регионов России: регионально-отраслевые аспекты, комплексная оценка и диагностика факторов и индикаторов рисков : монография. – Киров : Вятский государственный университет, 2017. – 271 с.
12. Кардашова И. Б. Основы теории национальной безопасности : учебник для вузов. – 3-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 334 с.
13. Лихолетов В. В. Экономическая безопасность инновационной политики : учебное пособие для вузов / В. В. Лихолетов. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 202 с.
14. Назаров В. П. Проблемы развития общей теории национальной безопасности в контексте корректировки Стратегии национальной безопасности Российской Федерации // Власть. – 2020. – Т. 28, № 1. – С. 9-19.
15. Никитина Л.К., Хохлова О.М. Законодательное обеспечение национальной безопасности современной России // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. – 2018. – №4 (87). – С. 56-64.
16. Пальцев А.И. Национальная безопасность России. - Новосибирск: 2015. - 233 с.
17. Правовое обеспечение национальной безопасности : учебное пособие для вузов / Ю. Н. Туганов [и др.] ; под редакцией Ю. Н. Туганова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 180 с.
18. Федотова Ю. Г. Административно-правовое обеспечение национальной безопасности Российской Федерации : учебник для вузов / Ю. Г. Федотова. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 321 с.
19. Шободоева А.В. Теория национальной безопасности Российской Федерации. - Иркутск: Изд-во БГУ, 2021. – 210 с.
20. Эскиев М. А. Значение экономической безопасности в системе национальной безопасности / // Наука и молодежь : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Грозный, 22 октября 2021 года. – Грозный: Чеченский государственный университет им. Ахмата Абдулхамидовича Кадырова, 2021. – С. 401-405.